学习形式: Программы повышения квалификации
发行文件: Удостоверение УПК
学习形式: 全日制 (部分远程学习技术)
内容: 72 学时
Раздел 1. Риторика – наука убеждать. Предмет риторики - речи, порожденные общественной потребностью. Роль риторики в системе знания. Риторика и логика, этика, философия, психология. Вклад величайших умов человечества в развитие риторики как науки и искусства. Основной риторический закон. История риторики. Античная риторика. Зарождение риторики в Древней Греции. «Риторика» Аристотеля. Демосфен, его «филиппики». Риторика Древнего Рима. Риторика средних веков. Риторика Возрождения. Первые русские риторики. Расцвет судебного и академического красноречия во второй половине XIХ века. Риторика в XX столетии.
Приемы убеждения. Правила Гомера, Сократа, Паскаля, имиджа и статуса, приятного собеседника, эмпатии, конфликтогенов, хорошего слушателя, удовлетворения потребностей, соответствия слова и пантомимики. Активные и запрещающие правила. Необходимые и достаточные условия наибольшей убедительности.
Убеждающие воздействия. Основные виды убеждения. Информирование, разъяснение, доказательство, опровержение. Законы логики: тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Схема убеждения. Внушение.
Невербальные средства оратора. Пантомимика. Классификация риторических жестов.
Образ оратора. Влияние впечатления на результат убеждения. Умение не только говорить, но и слушать оппонента. Эффективные приемы слушания. Искусство комплимента. Универсальность и сила воздействия этого приема.
Подготовка и проведение деловых бесед. Деловой разговор, переговоры. Значение и особенности делового общения. Виды деловых бесед. Роль подготовки. Правила подготовки и проведения разговора. Типы деловых бесед. Способы и правила созидательной критики.
Искусство спора. Эристика - искусство вести спор, полемику. Почему возникают споры. Классификация споров. Примеры споров - конструктивных и деструктивных. Технические уловки в споре. Позволительные уловки. Психологические уловки. Типы участников спора. Типология по особенности восприятия. Классификация участников спора. Принципы и правила ведения спора.
Публичная речь. Особенности публичного выступления. Подготовка выступления. Текст речи. Сокращенная фиксация будущей речи: конспект, тезисы, план. Репетиция. Стержневая идея. Объем выступления. Техника выступления. Психологические факторы публичной речи. Привлечение и удержание внимания.
Развитие возможностей речи.
Раздел 2. Использование приемов убеждения в практической деятельности. Оценка силы / слабости аргументов с точки зрения лица, принимающего решение. Конструирование «подтверждающих» вопросов, предваряющих основную часть беседы на профессионально ориентированную тему. Корректировка высказываний, которые могут задеть достоинство адресата. Выбор из предложенных вариантов начала коммуникации отрицательных примеров, понижающих статус говорящего или собеседника. Отработка приемов формирования положительного впечатления о говорящем. Формирование вопросов - реплик к высказыванию, реализующих установки рефлексивного слушания. Трансформация повествовательных предложений в риторические вопросы. Анализ действенности правил убеждения в разнообразных ситуациях делового и неформального общения. Самостоятельный подбор обучаемыми этих ситуаций.
Невербальные средства оратора: оценка невербальных проявлений; демонстрация жестов, соответствующих выступлению. Интерпретация значений («чтение») наиболее распространенных и информативных жестов и поз, характеристик взглядов и мимических проявлений (диагностика состояний открытости и скрытности, неискренности; спокойствия и волнения; превосходства и подчинения; защиты и обороны; заинтересованности и скуки; раздумья и сомнения, несогласия и т.д.).
Речевые средства оратора: подбор оптимальных вариантов и отработка. Подбор альтернативных слов и выражений для замены стилистически неуместных. Упрощение высказываний, перенасыщенных терминологией. Сокращение выступления без ущерба для полноты изложения. Постановка говорящим открытых, закрытых, зеркальных, риторических и переломных вопросов. Отработка тактик парирования наиболее распространенных видов реплик и замечаний. Упражнения для постановки правильного дыхания, развития речевого дыхания. Работа над дикцией. Артикуляционная гимнастика. Тренировочные упражнения.
Публичная речь: подготовка и репетиция выступления. Определение стержневой идеи выступления. Написание и исполнение текста небольшого выступления на основе цепочки ключевых слов. Редактирование плана выступления, содержащего логические ошибки. Подготовка фрагмента основной части выступления на заданную тему с демонстрацией наглядности. Использование эффективных приемов построения заключительной части речи. Реализация «приема эллипса» для усиления контакта со слушателями.
Преподаватели:
Кряжева-Карцева Елена Валерьевна - С 2002 – старший преподаватель, с 2003 – доцент кафедры истории России РУДН. С 2007 г. – заместитель декана факультета гуманитарных и социальных наук РУДН по связям с общественностью; с 2008 г. – заместитель декана факультета гуманитарных и социальных наук РУДН по информатизации и связям с общественностью; с 2024 года – заведующая кафедрой истории России факультета гуманитарных и социальных наук. В разные года по совместительству работала в Академии права и управления, в Московском институте открытого образования (МИОО). В 2005/06 уч. году стала победителем конкурса Благотворительного фонда им. В. Потанина среди молодых преподавателей государственных вузов России и получила грант. В 2021 г. Стала победителем Конкурса «Золотые имена высшей школы». Научные интересы связаны с проблемами истории религий, религиозной маргинальности и сектантских организаций. На кафедре истории России Е.В. Кряжева-Карцева является ответственной за информатизацию и практики. За время работы в высшей школе подготовила ряд кандидатов исторических наук. С 2007 г. является ученым секретарем Диссертационного совета Д 212.203.03, с 2019 г. — ПДС 1000.005 по историческим наукам. Член Объединения православных ученых и российского философского общества. С 2010 г. успешно реализует программу дополнительного профессионального образования – «Ораторское мастерство», набор слушателей на которую осуществляется из РУДН и сторонних организаций.
Преподаватели:
Старший преподаватель кафедры этики Косорукова Александра АндреевнаСтарший преподаватель кафедры этики Косорукова Александра Андреевна
头
Кряжева-Карцева Елена Валерьевна