Формат обучения: Программы профессиональной переподготовки
Форма обучения: Очная (Частично ДОТ)
Объем: 252 ак. ч.
Продолжительность: 3 – 3,5 месяца
Задачами программы предусмотрено:
расширение знаний в сфере профессионально ориентированной лингводидактики;
изучение теоретических и методических основ профессионально-ориентированного обучения русскому языку иностранных студентов-медиков;
формирование умений обучения иностранных студентов медицинских специальностей русскому языку как средству академической и профессиональной коммуникации;
совершенствование профессиональной компетенции слушателей в области освоения современных лингвообразовательных технологий, внедрения в педагогическую практику инновационных, в том числе сетевых, методов и технологий обучения иностранных студентов-медиков русскому языку в специальных целях;
овладение умениями разработки и внедрения в педагогическую практику современных форм и средств, в том числе цифровых, профессионально-ориентированного обучения иностранных студентов медицинских специальностей
Содержание программы
Задачами программы предусмотрено:
расширение знаний в сфере профессионально ориентированной лингводидактики;
изучение теоретических и методических основ профессионально-ориентированного обучения русскому языку иностранных студентов-медиков;
формирование умений обучения иностранных студентов медицинских специальностей русскому языку как средству академической и профессиональной коммуникации;
совершенствование профессиональной компетенции слушателей в области освоения современных лингвообразовательных технологий, внедрения в педагогическую практику инновационных, в том числе сетевых, методов и технологий обучения иностранных студентов-медиков русскому языку в специальных целях;
овладение умениями разработки и внедрения в педагогическую практику современных форм и средств, в том числе цифровых, профессионально-ориентированного обучения иностранных студентов медицинских специальностей
Вводная лекция
Структура и содержание обучения русскому языку иностранных студентов-медиков: стандарты, требования, программы
Модуль 1. Коммуникативная грамматика русского языка – иностранным студентам медицинских специальностей
Тема 1.1. Педагогическая модель русской грамматики в курсе РКИ для студентов-медиков.
Тема 1.2. Трудности русской грамматики на Элементарном, Базовом и Первом сертификационном уровнях (А1, А2, В1). Методика работы по формированию языковой компетенции с учетом трудностей русской грамматики
Тема 1.3. Грамматика имени: русские падежи
Тема 1.4. Лёгкий путь к изучению русского глагола
Тема 1.5. Глаголы движения: обучение, тренировка, контроль
Тема 1.6. Коммуникативный синтаксис в курсе обучения русскому языку как иностранному
Тема 1.7. Электронные средства обучения грамматике РКИ
Тема 1.8. Русская грамматика онлайн: сетевые ресурсы в обучении русской грамматике иностранцев
Тема 1.9. Трудности в обучении русской грамматике иностранных студентов-медиков и пути их преодоления.
Тема 1.10. Коммуникативная грамматика академического медицинского дискурса в курсе РКИ.
Тема 1.11. Коммуникативная грамматика в обучении иностранных студентов-медиков профессиональному общению на русском языке.
Педагогическая практика
Модуль 2. Основы теории и методики обучения русскому языку иностранных студентов-медиков
Тема 2.1. Профессионально ориентированная лингводидактика: методы, технологии, средства
Тема 2.2. Понятие о процессе обучения русскому языку как иностранному (РКИ). Методика как учебная, практическая и научная дисциплина
Тема 2.3. Общая характеристика системы обучения РКИ. Подход к обучению как компонент системы обучения и основополагающая методическая категория
Тема 2.4. Особенности личностно-деятельностного подхода к обучению РКИ. Цели и задачи обучения
Тема 2.5. Принципы обучения как базовое понятие теории и методики преподавания РКИ. Дидактические и лингвистические принципы обучения
Тема 2.6. Принципы обучения РКИ (продолжение темы): методические и психологические принципы обучения
Тема 2.7. Технология смешанного обучения РКИ
Тема 2.8. Особенности обучения языку специальности. Специфика презентации языкового материала, функционирования видов речевой деятельности
Тема 2.9. Теоретические и методические основы обучения русскому языку иностранных студентов-медиков.
Тема 2.10. Современные методы и технологии профессионально- ориентированного обучения РКИ студентов-медиков.
Тема 2.11. Методический обзор учебников и учебных пособий для иностранных студентов-медиков.
Педагогическая практика
Модуль 3. Обучение русскому языку иностранных студентов-медиков на начальном этапе (A1-B1)
Тема 3.1. Структура и содержание обучения русскому языку иностранных студентов медицинских специальностей на начальном этапе.
Тема 3.2. Современный подход к выделению уровней, понятие об уровне владения русским языком как иностранным
Тема 3.3. Характеристика параметров коммуникативной компетенции Элементарного, Базового и Первого сертификационного уровней (А1, А2, В1)
Тема 3.4. Задачи обучения русскому языку как иностранному на Элементарном, Базовом и Первом сертификационном уровнях (А1, А2, В1)
Тема 3.5. Характеристика системы упражнений по формированию различных видов речевой деятельности
Тема 3.6. Контроль качества сформированности коммуникативной компетенции на Элементарном, Базовом и Первом сертификационном уровнях (А1, А2, В1). Виды и формы контроля
Тема 3.7. Лингводидактическое тестирование на начальном этапе. Элементарный уровень (А1). Базовый уровень (А2)
Тема 3.8. Лингводидактическое тестирование на начальном этапе. Первый сертификационный уровень (В1)
Тема 3.9. Трудности в обучении русскому языку иностранных студентов-медиков на начальном этапе: способы предупреждения и преодоления.
Тема 3.10. Специфика обучения языку специальности на начальном этапе.
Тема 3.11. Интенсивный курс обучения русскому языку иностранных студентов-медиков на начальном этапе.
Педагогическая практика
Модуль 4. Русский язык на продвинутом этапе обучения иностранных студентов медицинских специальностей (В2)
Тема 4.1. Содержание и организация обучения русскому языку иностранных специалистов на продвинутом этапе.
Тема 4.2. Цели и задачи обучения РКИ по достижении уровня В1 (ТРКИ1) (Уровень коммуникации – В2. Лексика. Грамматика. – В2)
Тема 4.3. Научная речь и профессиональное общение на русском языке как иностранном. (Уровень В2)
Тема 4.4. Урок РКИ на продвинутом этапе обучения. Методы и способы обучения. Типы уроков. Система уроков и поурочное планирование
Тема 4.5. Содержание теста ТРКИ 2 (Общее владение) и подготовка к нему.
Тема 4.6. Содержание теста ТРКИ 2 (профессиональные модули)
Тема 4.7. Обучение иностранных студентов в электронной образовательной среде
Тема 4.8. Цифровые инструменты в профессиональной деятельности преподавателя РКИ
Тема 4.9. Проблемы обучения русскому языку иностранных студентов-медиков на продвинутом этапе и пути их преодоления.
Тема 4.10. Современные формы и средства обучения русскому языку иностранных студентов медицинских специальностей на продвинутом этапе.
Тема 4.11. Электронные технологии и искусственный интеллект на продвинутом этапе обучения РКИ студентов медицинских специальностей. МООК «Русский язык для иностранных медиков».
Педагогическая практика
Для сотрудников образовательных организаций высшего образования, обучающих русскому языку иностранных студентов медицинских специальностей, педагогических работников, реализующих дополнительные общеобразовательные программы иностранным студентам-медикам в российских образовательных организациях высшего образования
Получение дополнительных профессиональных компетенций по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование»
Руководитель
Куриленко Виктория Борисовна