Формат обучения: Программы повышения квалификации
Форма обучения: Заочная (Исключительно ДОТ)
Объем: 72 ак. ч.
Центр ДПО: Центр дополнительного профессионального образования Факультета Гуманитарных и социальных наук (ФГСН)
Направления обучения:
5 000 ₽
записаться на курс
Введение. Что такое религия.
Раздел 1. Иудаизм. Христианство. Ислам. Буддизм.
1.1 Иудаизм: Возникновение, Завет Авраама с Богом, пророк Моисей и Декалог, формирование и кодификация Ветхозаветного канона, основные этапы истории, священные книги, особенности вероучения и культа. Религиозные течения. Современный иудаизм.
1.2 Христианство: Идейные предпосылки и социокультурный контекст возникновения и формирования. Отход от иудаизма. Новозаветный канон. Церковная организация. Вселенские соборы. Символ веры. Христианское вероучение. Древневосточные церкви. Раскол на православие и католичество, основные вероучительные и культовые расхождения. Возникновение и специфика протестантизма. Поместные православные церкви. Современное христианство.
1.3 Ислам: Социальные и религиозные предпосылки возникновения. Роль пророка Мухаммеда. Арабские завоевания. Священные книги. Основные догматы вероучения. Пять столпов ислама. Шариат. Основные направления в исламе. Современный ислам.
1.4 Буддизм: Социальные и религиозные предпосылки возникновения. Роль Сиддхартхы Гаутамы (Будды). Священные книги. Особенности вероучения и культа. Основные направления в буддизме. Тхеравада, махаяна, ваджраяна. Буддизм в Тибете и Центральной Азии. Современный буддизм.
Раздел 2. Значение и роль иудаизма, христианства, ислама, буддизма в становлении, развитии и современном состоянии России как поликонфессионального государства-цивилизации.
2.1 От Древней Руси к Российскому государству: Крещение Алании. Крещение Руси. Принятие ислама народами Волжской Булгарии. Формирование единого культурного пространства. Борьба с Ордой. Борьба с экспансией крестоносцев. Формирование единого Русского государства. Установление автокефалии Русской церкви.
2.2 Россия в XVI – XVII веках: Россия как многонациональная и поликонфессиональная держава. Установление патриаршества. Роль Русской церкви в преодолении Смуты. Реформы патриарха Никона и возникновение старообрядчества. Интеграция народов, традиционно исповедующих ислам. Развитие православного и мусульманского духовенства. Миссионерство и христианизация в контексте русских географических открытий.
2.3 Россия в конце XVII - XVIII веках: Церковная реформа Петра Великого. Укрепление веротерпимости. Признание буддизма. Российская империя в XIX – начале XX вв. Религиозная жизнь в начале XX в.
2.4 Россия в «годы великих потрясений». Религия в советском обществе. Всероссийский поместный собор 1917 года и восстановление патриаршества. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Обновленчество. Политика советского государства в отношении религии. Роль религиозных организаций в Великой Отечественной войне. Возрождение религиозной жизни в 1980-х – 1990-х гг.
Религиозная жизнь в современной России. Государственно-религиозные и межрелигиозные отношения. Традиционные религии Российской Федерации.
Раздел 3. Традиционные российские духовно-нравственные ценности в контексте исторических религий.
3.1 Христианская, исламская, буддийская и иудейская религиозные антропологии. Тело и сознание. Рождение и смерть. Ценность земной жизни человека и ее смыслы. Человеческое достоинство. Религия и этика. Посмертное бытие. Память о предках.
3.2 Общность традиционных российских духовно-нравственных ценностей для верующих и неверующих. Христианство, ислам, буддизм и иудаизм об общественной морали. Этика созидательного труда и человеколюбия. Ценности семьи. Религиозные традиции России о милосердии, социальной справедливости, коллективизме, взаимопомощи и взаимоуважении.
3.3 Религиозные традиции России и общероссийская гражданская идентичность. Служение Отечеству и ответственность за его судьбу. Историческая память о совместном мирном созидании и совместной защите Родины. Исторически сложившееся духовно-нравственное единство народов России.
3.4 Российское законодательство о религиозных объединениях. Миссионерская деятельность. Имущество религиозного назначения. Объекты культурного наследия. Государственно-религиозные отношения. Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Межрелигиозный совет России. Религиоведческая экспертиза. Религиозные организации Российской Федерации и задачи сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Курс предназначен для педагогических кадров с высшим образованием, а также получающих высшее образование, желающих углубить свое понимание истории религий в России, а так же расширить представления о современных подходах и методах организации учебного процесса с учетом понимания специфики исторического знания
Повысить профессиональную компетентность педагогических кадров в области знаний о религиозных традициях России в контексте формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей и общероссийской гражданской идентичности, а так же совершенствовать умения и навыки по проектированию, разработке и созданию учебного курса, включающего цифровой контент
Руководитель
Торбург Марина Робертовна
Преподаватели
Торбург Марина Робертовна, доцент, кандидат философских наук по специальности «Философия религии и религиоведение»
Мотора Любовь Сергеевна, аспирант кафедры истории философии РУДН с опытом методической и преподавательской работы более 10 лет