Формат обучения: Программы профессиональной переподготовки
Форма обучения: Заочная (Исключительно ДОТ)
Объем: 500 ак. ч.
Продолжительность: 6 месяцев
Центр ДПО: Центр дополнительного профессионального образования Филологического факультета (ЦДПО Фил. ф-та)
Направления обучения:
195 000 ₽
записаться на курсИ.В. Медведь - психолог, травматерапевт, системный семейный терапевт, расстановщик семьи, детский психолог, специалист по современной психосоматике. Соучредитель центра социально-психологической реабилитации «Я-РЕХАБ», стаж работы с зависимыми 25 лет
А.Е. Лисенкова - психолог, преподаватель Международной академии психологии и инновационного развития
Е.В. Стыгарь - психолог, соучредитель Соучредитель центра социально-психологической реабилитации «Я-РЕХАБ», специалист по работе с аддикциями
Модуль 1. Психология зависимости: современный подход.
Психология зависимости: механизм фиксации, факторы предрасположенности; неудовлетворенная потребность как причина возникновения зависимости; реализации зависимого поведения как суррогат межличностного контакта, концепция формирования зависимой личности.
Классификация зависимостей: современные «голизмы» и «мании»: химические и нехимические зависимости.
Медицина зависимости: наркология, психиатрия, эндокринология зависимости для психологов. Психологическое сопровождение пациентов детокса: специфика профессионального взаимодействия врачей и психологов.
Дизайнерские наркотики: проблема двойных диагнозов, химический секс как основная причина срыва, извращения под мефедроном, солевая шиза, эйфорическая память, сонный паралич.
Алкоголизм: стадии формирования болезни, эффекты, которые алкоголь оказывает на мозг, алкогольный психоз – белая горячка, алкогольный характер. Психологическое сопровождение. Как сочетаются медицинский и психологический подходы к лечению и реабилитации.
Аптечная наркомания: возрастные особенности.
Игровая зависимость (зависимость от компьютерных игр), лудомания, игромания, гэмблинг (зависимость от азартных игр, покер, казино, ставки).
Селфхарм (самоповреждающее поведение) – «кайф» без алкоголя и наркотиков.
Мода на анорексию. ЗОЖ.
«Жизнь взаймы»: зависимость от долгов и кредитов
Трудоголизм – одержимость работой: навязчивые мысли, перфекционизм и чувство вины.
Ониомания. Интернет-шопоголизм – современная разновидность ониомании
Любовная зависимость.
Сексуальные аддикции и проблема инцеста.
Выздоровление от зависимости. Феномен «мертвой точки». Причина застревания. Рецидив. Срыв.
Работа с мотивацией на выздоровление. Метод «интервенция»
Консультирование по проблеме зависимости: о методах индивидуального и семейного консультирования. Разработка стратегии выздоровления семьи.
Модуль 2. Психологические причины возникновения зависимости.
Психологические причины возникновения зависимости: обоснования и подходы к классификации; «квадрат зависимости» (Ю.Шаховой). Причины на уровне Человек, Семья, Род. Линия жизни (фаза программирования, детство, травмы типы и виды, структуры характера), Семья (дисфункция, стили воспитания). Род – законы семейных систем
Причины на уровне ЧЕЛОВЕК. Детские и подростковые травмы привязанности как причины формирования зависимости. Насилие (физическое, сексуальное, психологическое, эмоциональное). Экзистенциональные травмы. Формирование структур характера по А.Лоуэну (бодинамический подход): структура существования, потребностей, автономии, воли, мнения, сексуальности, солидарности. Нарушения и последствия нарушений. Подростковая сепарация. Причины застревания. Теория поколений Хоува и Штрауса. Ранний дебют употребления алкоголя и наркотиков, «собачий кайф», селфхарм – самоповреждающее поведение и попытки суицида как основные угрозы поколения. Взрослые дети зависимых (ВДА) и созависимость. Специфика психотравматизации детей в дисфункциональной семье (достоинство, самоуважение, характерные особенности, отрицание). Авторская программа И.Н. Кузнецовой. Взрослые дети зависимых и созависимость. Программа анонимной само и взаимопомощи
Причины на уровне СЕМЬЯ. Созависимость в детско-родительских отношениях: дисфункциональная семья; семейные сценарии; токсичные ролевые треугольники Карпмана. Образ Отца. Образ матери. Жена алкоголика - созависимость в супружеских отношениях. Сравнительная характеристика психологического наполнения ролей: «зависимый», «жена алкоголика», «взрослый ребенок алкоголика»
Причины на уровне РОД. Трансгенерационный канал передачи зависимости (уровень родовой системы): законы семейных и родовых систем (по Хеленгеру), тяжелые судьбы, «родовые проклятия». Методы работы на уровне род: генограмма, системные семейные расстановки, работа с мифами, посланиями, сценариями, убеждениями.
Практические методы восстановления/гармонизации внутрисемейных отношений. Семейное консультирование. Психологическое сопровождение семьи – главный инструмент работы с детскими и подростковыми зависимостями.
Модуль 3. Практические методы работы с зависимостью.
Практические методы работы с зависимостью: направленность, специфика подходов в общем виде.
Психосоматика зависимостей. Телесноориентированный подход в работе с зависимыми. Расстановки. Работа с динамикой саморазрушения, ухода в смерть. Травматерапия. ДПДГ(EMDR) Ф. Шапиро (сесенсибилизация и переработка движением глаз). Имаготерапия (работа в образах). Создание медитативных практик. Нарративный метод. Практическая работа с текстами как метод проработки конфликта. Сценарный и транзактный анализ. Написание терапевтических сказок. Методы провокативной терапии и парадоксальной интенции. Работа с тенью. Нейрографика Трансовые методы работы с зависимостью. Когнитивно-поведенческий подход А.Бека.
Модуль 4. Психологическое сопровождение резидента реабилитационного центра.
Реабилитационный центр: виды, типы, структуры, эффективность реабилитационных центров. Реабилитационный цент изнутри и снаружи.
Программы реабилитаций зависимого поведения. «Терапевтическое сообщество выздоровления» как условие выздоровления в реабилитационном центре.
Ресоциализация. Постлечебное психологическое сопровождение выпускника центра.
Организация центра социально-психологической реабилитации.
Психолог в центре социально-психологической реабилитации: специфика работы, функционал, компетенции.
Консультант по химической зависимости: функционал и компетенции. Программные лекции консультанта по химической зависимости: Зависимость как био-, психо-, социо -, духовное заболевание. Биохимия зависимости. Отрицание.1 шаг. Границы. Чувства. Саботаж выздоровления. Дерево дефектов. 2,3 шаг. Честность. Самооценка. Самоанализ. Гнев. Обиды. Тяга. Любовь к себе. Секс и наркотики. Ловушки трезвости. План трезвости.
Модуль 5. Профессиональное выгорание специалистов помогающих профессий
Этапы профессионального становления специалиста (от комплекса самозванца до мастерства в профессии).
Профессиональное выгорание.
Психогигиена. Способы восстановления.
Супервизия специалистов помогающих профессий.
Психология зависимости: современный подход
Психологические причины возникновения зависимости
Практические методы работы с зависимостью
Психологическое сопровождение резидента реабилитационного центра
Профессиональное выгорание специалистов помогающих профессий
Лиц, имеющих и получающих высшее образование
Целью обучения является овладение психологическими методами работы с зависимыми, навыками психологического консультирования, навыками практического сопровождения реабилитации зависимых для оказания им соответствующих профессиональных услуг
Руководитель
Палагина Ирина Владиленовна