Формат обучения: Программы повышения квалификации
Форма обучения: Заочная (Исключительно ДОТ)
Объем: 72 ак. ч.
Центр ДПО: Центр дополнительного профессионального образования Факультета Гуманитарных и социальных наук (ФГСН)
Направления обучения:
8 000 ₽
записаться на курс
Тема 1. Современное религиоведение о феномене религии: основные парадигмы и подходы. Динамика религии в современном мире Религиоведение как наука, предмет религиоведения. Основные методы в религиоведении. Множественность определений религии. Роль религии в обществе, её функции. Типология религий. Роль религии в современном мире: теории секуляризации и постсекуляризма. Феномен «невидимой религии» и индивидуальной духовности.
Тема 2. Эстетическая проблематика монотеистических религий. Пределы допустимого в искусстве Специфика отношения к изобразительности в монотеизме. Различия культового искусства в политеизме и в монотеизме. Эстетическая проблематика иудаизма, христианства, ислама. Значение сакральных текстов для религиозной эстетики. Различные мнения относительно запретов изображения человека и животных. Иконопочитание и иконоборчество. Развитие религиозной проблематики из наследия монотеистических религий.
Тема 3. Обзор теорий взаимоотношений современного искусства и религии. Основы философии диалога Обзор философских, религиоведческих, искусствоведческих и культурологических теорий взаимоотношения современного искусства и религии. Д. Элкинс о «странном месте религии» в современном искусстве, А. Розен о многообразии подходов к религиозной проблематике. Н.А. Бердяев, Х. Зедльмайр и Х.Р. Рокмакер о кризисе искусства в отрыве от религии. П. Тиллих о «предельной реальности» в искусстве. Теория «гибридных пространств трансцендентности» Т. Эрне. Роль религиозно-антропологического и экзистенциального обоснования религии. Философия диалога: М. Бубер, М. Бахтин, Ю. Лотман.
Тема 4. Развитие религиозной проблематики в искусстве XX-XXI вв Религиозные мотивы в искусстве символизма. Религиозная тематика в искусстве школы «Наби», экспрессионизма и др. Абстрактное искусство: в поисках духовности. Влияние событий XX века на религиозное искусство: работы С. Спенсера, К. Кольвиц, П. Пикассо и др. Поиски надконфессионального искусства (М. Шагал, Ж. Липшиц и др.). Экзистенциальная проблематика в современной живописи. Роль новых медиа в передаче трансцендентных измерений реальности: видео-арт, световые инсталляции, перформансы, ленд-арт, цифровые технологии.
Тема 5. Художник перед лицом религиозного опыта. Священник в диалоге с художником Верующие художники: есть ли они в современном искусстве? Насколько адекватно отображается их вера средствами автономного искусства? Широкий спектр отношения к религии художников: от «веры без религиозности» через индифферентизм и использование классических «шаблонов» к свободомыслию и критике. Совпадение позиций художника и священника (на примере Х. Фалькена). Общение со священником как путь раскрытия новых ракурсов творчества художников, их открытости к религиозной проблематике. Диалог католического священника Ф. Меннекеса с выдающимися художниками XX века: Й. Бойсом, А. Райнером, Э. Чильида и др. Диалог православного протоиерея Андрея Юревича с отечественными российскими художниками.
Тема 6. Зарубежный опыт экспонирования произведений религиозной проблематики В. Беньямин о возрастании экспозиционной ценности произведения искусства. Пространственный поворот в науках о культуре. Основные пространства экспонирования произведений религиозной проблематики. 1) Церковь как произведение искусства. 2) Оформление церковного интерьера. 3) Религиозные коллекции: епархиальные музеи и религиозные галереи. 4) Временные выставки в светских музеях и галереях.
Тема 7. Российский опыт экспонирования произведений религиозной проблематики: проблемы и перспективы Основные тенденции в экспонировании произведений религиозной проблематики. 1) Подход, акцентирующий позицию критики светским искусством конфессиональных проявлений религиозности. 2) Подход, строящийся на религиоведческом базисе, когда художественные произведения рассматриваются как отражение определённых религиозных процессов в обществе. 3) Выставки христоцентричного искусства, подчёркивающие ценностное преемство между христианским литургическим искусством и произведениями религиозной проблематики. Перспективы развития религиозной проблематики в отечественном искусстве. Основы религиоведческой компетентности кураторов выставок.
Современное религиоведение о феномене религии: основные парадигмы и подходы. Динамика религии в современном мире
Эстетическая проблематика монотеистических религий. Пределы допустимого в искусстве
Обзор теорий взаимоотношений современного искусства и религии. Основы философии диалога
Развитие религиозной проблематики в искусстве XX-XXI вв.
Художник перед лицом религиозного опыта. Священник в диалоге с художником
Зарубежный опыт экспонирования произведений религиозной проблематики
Российский опыт экспонирования произведений религиозной проблематики: проблемы и перспективы
Итоговый контроль
Лиц с высшим, средне–специальным образованием, а также получающих высшее образование, планирующих использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности знания о соотношении религии и современного искусства
Повысить профессиональную компетентность в области научных знаний о религии в контексте анализа современных взаимоотношений религии и искусства. Программа ориентирована на ознакомление обучающихся с религией как фактором, влияющим на интерпретацию произведений современного искусства и их содержание, на расширение их общекультурного и профессионального кругозора
Руководитель
Барашков Виктор Владимирович
Преподаватель
Барашков Виктор Владимирович, кандидат философских наук, член Ассоциации искусствоведов (АИС), член Русского религиоведческого общества (РРО)