16
октября
2019
III Международный Конгресс преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина» Российская академия образования Международное некоммерческое партнерство преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) Фонд «Русский мир» Регистрация |
Мероприятия будут проводиться на двух площадках:
16-17 октября 2019 года (среда-четверг) - Российский университет дружбы народов - г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.6 и д. 10 к. 3, факультет русского языка и общеобразовательных дисциплин
18 октября 2019 года (пятница) - Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина - г. Москва, ул. Академика Волгина, д.6
В рамках Конгресса пройдут:
научно-практический семинар
«Практика набора и обучения иностранных абитуриентов в вузах России»
форум
«Современные форматы обучения русскому языку: российский и зарубежный опыт»
IV Всероссийская научно-практическая конференция
«Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан»
Участники Конгресса:
- представители Министерства науки и высшего образования РФ
- руководство МАПРЯЛ и РОПРЯЛ
- руководители, сотрудники и преподаватели подразделений, реализующих дополнительные общеобразовательные программы подготовки иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке
- руководители и преподаватели зарубежных и российских образовательных организаций, реализующих различные программы по русскому языку как иностранному
Основные мероприятия Конгресса:
- выступления основных докладчиков по предложенным тематическим направлениям
- научно-практический семинар «Практика набора и обучения иностранных абитуриентов в вузах России» (Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Российский университет дружбы народов)
- круглые столы по актуальным темам реализации программ подготовки иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке
- круглый стол по вопросам организации обучения русскому языку за рубежом
- мастер-классы и открытые уроки ведущих методистов РУДН, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина
- выставка учебно-методической литературы
- курсы повышения квалификации
Основные тематические направления, предлагаемые к обсуждению:
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ
Современное состояние методики преподавания РКИ. Современные технологии в преподавании русского языка как иностранного: реальность и перспективы. Интенсивные методики обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе (А1-А2). Методология создания учебников нового поколения: содержание, структура, технологии.
ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ
Российская государственная система тестирования. Международные системы тестирования. Европейская система тестирования ALTE. Тестирование детей. Организационно-методические проблемы и принципы проведения тестирования. Итоговая аттестация для выпускников подготовительных факультетов/ отделений образовательных организаций РФ: разработка и апробация контрольно-измерительных материалов. Оптимизация механизмов функционирования единой системы сертификации по русскому языку: гармонизация российской и европейской систем тестирования.
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ МЕЖДУНАРОДНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВУЗА
Актуальные вопросы организации эффективного межэтнического взаимодействия на русском языке на этапе довузовского обучения. Особенности межэтнического взаимодействия в полиэтнической учебной группе. Невербальная коммуникация в процессе межэтнического взаимодействия.
Актуальные вопросы обучения русскому языку в зарубежных образовательных организациях. Современные модели обучения русскому языку как иностранному в условиях отсутствия языковой среды. Методические пути компенсации отсутствия языковой среды. Национально ориентированный учебник по русскому языку как иностранному для различных категорий учащихся.
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Подробно на семинаре будет рассмотрено содержание обучения на подготовительном отделении: методические принципы, проблемы разработки программ обучения русскому языку как иностранному, представлен анализ учебников и учебных пособий. Особое внимание в рамках семинара будет уделено практике миграционного учета и поселения иностранных граждан.
Каждый участник семинара получит методическое пособие, посвященное наиболее актуальным вопросам набора и обучения иностранных граждан в вузах России. В составлении пособия принимали участие эксперты вузов Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России, имеющие серьезный опыт работы на подготовительных отделениях.
Запись на семинар – в регистрационной форме участника Конгресса.
- Современный учебник русского языка как иностранного в России и за рубежом: одни цели – разные подходы.
- Русский язык за рубежом: разнообразие моделей и практик.
- Инновационные технологии в практике преподавания РКИ: модель смешанного обучения (Blended Learning) на начальном этапе.
- Открытые уроки по профилям обучения: естественнонаучная, инженерно-техническая и технологическая, гуманитарная, экономическая и медико-биологическая направленности.
- «Учим русский самостоятельно и на уроке»: методология и принципы обучения иностранных учащихся падежной системе русского языка на начальном этапе.
- Обучение русскому языку как иностранному в детской аудитории.
- Открытые уроки по различным аспектам обучения русскому языку (А1, А2, В1).
Основные тематические направления, предлагаемые к обсуждению:
ЯЗЫК СПЕЦИАЛЬНОСТИ И НАУЧНЫЙ СТИЛЬ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН К ОСВОЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Язык специальности и научный стиль речи в программах подготовки иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке: содержание, разработка пособий и контрольно-измерительных материалов, в том числе с применением ЭО и ДОТ.
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Преподавание общеобразовательных предметов иностранным слушателям, обучающимся по программам медико-биологической, гуманитарной, экономической, инженерно-технической и технологической, естественнонаучной направленности. Межпредметные связи как средство повышения эффективности обучения.
ФЕНОМЕН АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННОГО УЧАЩЕГОСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Социокультурная адаптация иностранных граждан, обучающихся на подготовительном факультете (отделении) российского вуза. Проблемы академической адаптации и пути их решения. Специфика организации воспитательной и адаптационной работы с иностранными гражданами на довузовском этапе. Внеаудиторная работа как средство социокультурной адаптации иностранного учащегося.
КРУГЛЫЕ СТОЛЫ:
- Профессиональные компетенции педагогических работников, реализующих программы подготовки иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке.
- Инновационные технологии в практике преподавания РКИ: реализация дополнительной программы «предподфака» с использованием электронных образовательных ресурсов.
МАСТЕР-КЛАССЫ:
- Открытые уроки по общеобразовательным предметам гуманитарной направленности.
- Овладение фонетической системой русского языка как иностранного на средних этапах обучения.
- Открытые уроки по различным аспектам обучения русскому языку как иностранному.
Оргкомитет может оказать содействие в размещении участников в общежитии РУДН или гостиницах города.
Запись на программы ДПО осуществляется до 10 октября 2019 года.
Контактное лицо: Воропаева Юлия Александровна
voropaeva-yua@rudn.ru; тел.: +7 977 475-28-50
Организационный комитет проводит отбор докладов, формирует программу Конгресса и Конференции и издает сборник статей.
- выступление с докладом;
- выступление с докладом и публикация статьи в электронном сборнике Конгресса и Конференции;
- участие в работе Конгресса и Конференции без доклада, но с публикацией статьи в электронном сборнике Конгресса и Конференции;
- участие в работе Конгресса и Конференции без доклада и без публикации статьи.
- заочное участие с публикацией статьи в электронном сборнике Конгресса и Конференции.
congress-RKI@rudn.university
Прием статей осуществляется до 1 июля 2019 года, прием регистрационных форм – до 15 сентября 2019 года.
Издание электронного сборника статей с последующим включением его в базу данных РИНЦ и присвоением ISBN планируется к началу работы Конгресса и Конференции. Стоимость публикации статьи составляет 800 рублей.
Статьи, оформленные с нарушением правил, не рассматриваются.
Оргкомитет до 10 октября 2019 года информирует участников Конгресса и Конференции по электронной почте о сформированной программе мероприятий.
УЧАСТИЕ В РАБОТЕ КОНГРЕССА И КОНФЕРЕНЦИИ БЕСПЛАТНОЕ.
ВАЖНЫЕ ДАТЫ:
15 сентября 2019 года - заканчивается прием статей
1 октября 2019 года – заканчивается прием регистрационных форм
10 октября 2019 года – рассылка программы Конгресса и Конференции участникам мероприятий
Контактные телефоны и электронные почты Оргкомитета
Мероприятия в РУДН:
+7 495 787 38 03*15 09
Лаврова Елена Юрьевна
+7 495 787 38 03*15 00
Поморцева Наталья Владимировна
Мероприятия в ГИРЯП:
+ 7 495 330 88 56
E-mail: conference@pushkin.institute
Полищук Виктория Борисовна
К списку событий