Обратная связь

Поле ФИО некорректно заполнено некорректно заполнено
Поле Телефон некорректно заполнено некорректно заполнено
Некорректный E-mail
Данный email уже был зарегистрирован в системе.
Пожалуйста, авторизуйтесь!
Некорректный Ваш вопрос

Регистрация

E-mail
Некорректный пароль. Минимум 6 символов
Пароли не совпадают




























Не дано согласие на обработку персональных данных

Авторизация

Неверный логин и/или пароль
https://www.dpo.rudn.ru Москва +7 495 434-66-41

09

декабря

2020

IV Научно-практическая конференция «Медицинская образовательная неделя: наука и практика – 2020» завершила работу

В Российском университете дружбы народов завершила работу IV Научно-практическая конференция с международным участием «Медицинская образовательная неделя: наука и практика – 2020», проходившая с 27 ноября по 4 декабря. Организовал и провел мероприятие Факультет непрерывного медицинского образования Медицинского института РУДН.

За четыре года своего существования конференция трансформировалась в значимый образовательно-коммуникационный проект – на ее площадке вновь собрались лидеры медицинской науки и образования: заслуженные деятели науки, образования, здравоохранения, представители Минздрава РФ, Государственной Думы РФ, а также практикующие врачи, ординаторы и аспиранты всех медицинских специальностей.

В 2020 году в рамках Медицинской образовательной недели прошли 35 симпозиумов, семинаров, круглых столов, мастер-классов по всем медицинским специальностям, их участниками стали более 5 тыс. человек. Количество просмотров секций на Youtube канале ФНМО МИ РУДН (на 4 декабря доступно 3 видео: пленарное заседание, круглый стол по профилактике наркопотребления и симпозиум кафедры диетологии и клинической нутрициологии ФНМО МИ РУДН) – более 12 тысяч.

Особенностью этого года стал выход конференции на международный уровень: состоялся обмен опытом с иностранными коллегами – приглашенными экспертами, мировыми учеными и практикующими специалистами из других стран.

В рамках одного из ключевых событий Конференции - пленарного заседания «Перспективы медицинского образования в современных реалиях», состоявшегося 27 ноября 2020г., обсуждались острые вопросы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в России.

Экстремальные условия

Своеобразный тандем пандемии коронавируса и завершающего этапа модернизации системы медицинского образования в России, обусловили целый ряд новых вызовов, отметил декан факультета непрерывного медицинского образования Медицинского института РУДН, д.м.н. Александр Сергеевич Берёзкин.

«Финальный этап перехода на новую систему обучения – от сертификации к аккредитации специалистов – пришелся на объявленный карантин и самоизоляцию. Это затрудняет обучение на клинических базах, ограничивает использование всего образовательного потенциала. И хотя быстро внедряются дистанционные формы обучения, их эффективность еще недостаточна из-за несовершенства инфраструктуры, кроме того, они не могут заменить практическую подготовку медработников».

В условиях нынешнего года главная компетенция, которая дается студентам, это работа в экстремальных условиях, сказал директор Медицинского института РУДН, д.м.н. Алексей Юрьевич Абрамов. «Конечно, лучше, если бы они проходили эту практику в условиях симуляционных центров, но жизнь нам диктует другие реалии. Мы гордимся нашими ребятами – студентами, ординаторами и преподавателями всех медицинских вузов России, которые вышли к больным на волонтерской основе. Только в нашем вузе более 1000 человек выполняют свой долг», – отметил он.

Из-за ситуации с пандемией коронавируса Минздрав России был вынужден неоднократно менять условия допуска к медицинской деятельности.

Официальный представитель Ассоциации по медицинскому образованию в Европе (AMEE), заместитель председателя правления АСМОК Залим Замирович Балкизов напомнил, что рядом нормативных актов весной был введен мораторий на получение свидетельств об аккредитации специалиста и/или сертификатов специалиста до 1 января 2021 года и продлены сертификаты на срок до 12 месяцев при истечении их срока действия с 6 апреля 2020 года. Затем ограничительные меры поэтапно смягчались, в сентябре мораторий был снят, в регионах возобновилось проведение аккредитации.

В соответствии с изданным в августе приказом Минздрава №891н председатель аккредитационной комиссии наделен правом принимать решение о проведении первого этапа аккредитации специалиста (тестирования) в дистанционном формате, а также переносить сроки аккредитации. Заседание комиссии может быть проведено дистанционно. «Это важно, потому что в регионах, где большие комиссии, было проблемой собрать всех членов для подписания протокола, а для этого требуется не менее половины членов комиссии», – пояснил эксперт. Еще одна мера, направленная на снижение рисков, связанных с коронавирусной инфекцией, это возможность подавать документы в комиссию посредством электронной почты.

Рекомендуемое и желательное количество баллов НМО

Непрерывное образование сегодня доступно всем специалистам здравоохранения, сказала проректор по послевузовскому и дополнительному образованию ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Ольга Федоровна Природова. На Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования edu.rosminzdrav на сегодняшний день зарегистрировано более 1000 организаций-провайдеров, 36 тыс. программ повышения квалификации, 4 тыс. интерактивных образовательных модулей, 31 тыс. образовательных мероприятий.

Ольга Федоровна также ответила на вопрос медицинского работника, озвученный в комментариях к трансляции пленарного заседания на Youtube канале ФНМО МИ РУДН. Вопрос касался необходимости набрать 250 баллов НМО за 5 лет и 50 баллов каждый год, а также возможных санкций к медицинскому работнику, не набравшему необходимое количество баллов.

«250 баллов НМО за 5 лет и 50 в год – это рекомендованное и желательное количество баллов, - сообщила эксперт. – К этому следует стремиться специалисту и его работодателю. Но количество набранных баллов на данный момент нигде жестко не закреплено и, скорее всего, закреплено не будет. У всех разные возможности разные потребности».

Продолжая начатую дискуссию, проректор по дополнительному образованию РУДН Наталья Владимировна Таранкова, оценила возможность включения в систему НМО программ длительностью 72 и более часов.

«Исходя из того, что 50 баллов НМО в год это рекомендации и понимая, что далеко не все программы можно уместить в 36 и 18 часов, полагаю, что можно утверждать программы 72 и даже 144 часа. Каждый врач, по логике системы непрерывного медицинского образования, самостоятельно формирует траекторию профессионального развития. Он может пройти обучение по программе 144 часа, а оставшиеся баллы добирать через посещение мероприятий и прохождение коротких учебных модулей, в том числе и на бесплатной основе в рамках повышения квалификации».

Проблема качества

Александр Берёзкин высказал беспокойство по поводу массового появления на рынке образовательных услуг недобросовестных участников. Не обладая необходимыми кадровыми и материально-техническими ресурсами, они ставят под удар качество медицинского образования. Слабыми звеньями системы остаются также несовершенное законодательное регулирование сферы и невысокая конкурентоспособность российского медицинского образования на международном рынке образовательных услуг.

Заведующая кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Юридического института университета РУДН Людмила Александровна Букалерова отметила, что наряду с ведущими вузами, серьезными некоммерческими организациями, специализированными институтами на рынке действуют недобросовестные участники, которые не способны дать специалистам должную квалификацию и лишь дискредитируют систему образования.

Юристы РУДН предлагают коллегам из Медицинского института объединить усилия в борьбе с поставщиками некачественных образовательных услуг. Людмила Букалерова напомнила, что на базе РУДН создан и действует эффективный тестовый консорциум, в который входят ведущие вузы страны, они известны и Министерству науки и высшего образования. «Мы должны объединиться и выступить с предложением в Минобрнауки и Правительства РФ о создании организации, которая могла бы упорядочить и контролировать этот рынок», – призвала она.

Главный врач ГБУЗ «Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии ДЗМ», главный внештатный специалист ЦФО по профилю дерматовенерология и косметология Минздрава РФ, заведующая кафедрой кожных и венерических болезней Медицинского института РУДН Ольга Валентиновна Жукова поддержала предложение, озвученное первым проректором Читинской государственной медицинской академии, д.м.н. Анатолием Васильевичем Сахаровым: выдавать лицензии на программы ДПО в медицине только тем учреждениям, которые готовят специалистов в ординатуре.

«В косметологии очень распространены условные «ООО Ромашка», которые в одном кабинете обучают маникюру и педикюру, визажу, окрашиванию волос и тут же обучают врачей нитевому лифтингу, другим методикам, недопустимым без соответствующей квалификации. Часто лицензию на обучение получают организации – производители препаратов, либо их дистрибуторы. Они нацелены не на образование, а на продажу препаратов. При этом заманивают к себе низкими ценами, обещанием обучить авторским методикам. Мало кто из пришедших к ним на обучение задумывается над тем, что авторские методики не проходят клинических испытаний и в дальнейшем могут привести к нежелательным и опасным последствиям. Важно, чтобы мы - врачебное сообщество - выступили единым фронтом, не позволяли «обучать», а, фактически портить наши профессиональные кадры всевозможным ООО».

В конкуренции с недобросовестными участниками рынка есть риск утраты кадрового потенциала вузов, считает директор Института профессионального образования ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Евгения Ших. «Преподаватель медицинского вуза – это уникальнейшая профессия, представители которой являются одновременно врачами, педагогами, учеными, воспитателями со специальной подготовкой. Но в нынешней ситуации есть угроза потерять эти кадры – их число сокращается, роль и престиж преподавателя уходят», – считает она.

В процессе реформирования медицинского дополнительного профессионального образования важно не допустить потери вузами их ведущей роли, превращения «в организационную структуру, которая проводит независимый экзамен, отвечает за техническое проведение аккредитации, при этом абсолютно на общественных началах».

Эксперт призвала добиваться внесения изменений в нормативные документы, в соответствии с которыми программы НМО могли бы реализовывать только вузы. «Мы видим, что рынок ДПО присутствует, деньги тоже есть, но выигрывают те организации, которые позволяют себе проводить подготовку анестезиологов-реаниматологов продолжительностью более 500 часов по цене 600 рублей за одного специалиста. Разве можно на эти деньги подготовить специалиста? Нам нужно объединиться против этого единым фронтом», – призвала она.

Проблемы подготовки

Система НМО должна быть удобной и понятной для практикующего врача, в ней наряду с платными позициями обязательно должны оставаться бесплатные, а контент основан на современных клинических рекомендациях, высказал свое виденьеректор ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Дмитрий Сычев. По его словам, путеводной звездой, на которую следует ориентироваться системам ДПО и НМО, должен стать профессиональный стандарт, в котором регламентированы трудовые функции специалиста.

Проведенный Росздравнадзором аудит показал, что в российских медицинских организациях существует большое количество рисков, связанных с качеством и безопасностью медицинской деятельности. Директор ФГБУ «Национальный институт качества» Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, заведующий кафедрой инновационных технологий управления здравоохранением ФНМО МИ РУДН Игорь Владимирович Иванов видит корни проблемы в неудовлетворительной подготовке медработников в области качества и безопасности медицинской деятельности. На его взгляд, плохо готовят не только организаторов здравоохранения, но и всех профильных специалистов – терапевтов, хирургов, эндокринологов, лабораторных работников и т.д. Программы обучения по этой теме если и есть, то низкого качества, и не обеспечивают должный уровень знаний и владение нужными инструментами.

Назрела необходимость актуализировать образовательные программы первичной подготовки и переподготовки, повышения квалификации, тиражировать успешные практики и эффективные методологии управления качеством медицинской помощи, обучить преподавателей высших и средних профессиональных учебных заведений современным подходам, наладить обмен опытом между регионами, призвал эксперт.

Татьяна Тимофеевна Батышева, д.м.н., профессор, депутат Московской городской Думы, заместитель председателя комиссии по социальной политике и трудовым отношениям, директор ГБУЗ «Научно-практического центра детской психоневрологии московского Департамента здравоохранения Москвы» заведующая кафедрой неврологии, физической и реабилитационной медицины детского возраста ФНМО МИ РУДН отметила, что навыки профессионального общения – общее «слабое место» в подготовке как студентов, так и медицинских работников, обучающихся на программах ДПО.

При этом, по статистике большинство жалоб пациентов на работу ЛПУ или конкретного врача, так или иначе связано с отсутствием адекватных коммуникаций.

«Обучение навыкам профессионального общения должно стать неотъемлемой частью педагогического процесса, как для студентов, так и для практикующих врачей, обучающихся на программах дополнительного профессионального образования», - отметила эксперт.

О том, что важнейшей частью образовательного процесса является практическая работа, рассказала директор департамента обучения персонала Медицинского холдинга «СМ-Клиника» Зоя Владиславовна Смыслова.

«СМ-Клиника» - давний и надежный партнер ФНМО МИ РУДН. В клиниках холдинга действуют клинические базы кафедр ФНМО. В 2017 году на базе холдинга «СМ-Клиника» была создана университетская клиника.

По словам Зои Владиславовны, для холдинга, в котором трудится более 4 тысяч медицинских работников, связь с академической средой - гарантия оказания медицинских услуг на самом высоком уровне и новые возможности в плане образовательной и научной деятельности для сотрудников на протяжении всего профессионального пути.

Профилактика наркопотребления – лучшие практики

Во многих российских вузах разработаны и активно реализуются на практике программы внедрения здоровьесберегающих технологий и профилактики различных видов зависимостей среди студентов. Участники прошедшего в рамках Медицинской образовательной недели круглого стола «Опыт вузов в области профилактики наркопотребления среди студентов: поиск лучших практик» делились наработанным опытом.

В РУДН системная профилактическая работа в этом направлении начинается с самого начала, с приема россиян и иностранных граждан на обучение, рассказал проректор по работе со студентами РУДН Сергей Викторович Базавлук. В программу адаптационных мероприятий для подготовительных факультетов включен комплекс мероприятий, направленных на информационную, правовую и социальную профилактику аддиктивного поведения. В этой работе задействованы все структурные подразделения университета – факультеты, институты, общежития, а также интернациональный культурный центр, физкультурно-оздоровительный комплекс, клинико-диагностический центр. Большое значение в этой работе придается студенческому самоуправлению, объединениям и организациям студентов.

Как рассказал доцент кафедры «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура» МГТУ им. Н.Э. Баумана, заведующий Лабораторией психологической поддержки студентов Учебно-методического центра «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» МГТУ им. Н.Э. Баумана Алексей Сергеевич Миронов, в МГТУ им. Н.Э. Баумана ежегодно проводится социально-психологическое тестирование студентов с 1 сентября по 1 июля. Такая форма работы регламентирована законом, но в каждом вузе проходит по-своему, отметил он. В МГТУ эту обязанность возложили на собственный учебно-методический центр, что обеспечивает большую лояльность студентов к процедуре. Кроме того, тестирование проводится при прохождении диспансеризации и получении паспорта здоровья, который должен иметь каждый студент.

В МГУ имени М.В. Ломоносова в профилактическую работу вовлекают самих студентов, поделился заместитель декана по воспитательной работе, старший преподаватель кафедры экстремальной психологии факультета психологии этого вуза Федор Игоревич Ушаков. Совместно определяют приоритетные направления работы, включают учащихся в научные исследования по формированию устойчивой установки на недопущение употребления ПАВ, с участием студентов создают систему подготовки тьюторов в области профилактики.

Интересный и, как оказалось, весьма эффективный метод применили в РУДН – проведение среди студентов мотивирующих конкурсов, направленных на профилактику наркопотребления. Его представила руководитель отдела по работе со слушателями Факультета непрерывного медицинского образования РУДН Анна Эдуардовна Должикова.

Как она рассказала, в 2019 году университет при поддержке Минобрнауки провел конкурс «Лучший медиаконтент в области профилактики потребления и распространения наркотиков». Для участия необходимо было опубликовать работу в виде постера или видеоролика, пропагандирующих негативное отношение к потреблению психоактивных веществ, на личной странице в социальной сети с хэштегом #МОЙВУЗНЕЗАВИСИМ.

Организаторы создали страницу конкурса на сайте ДПО РУДН, а также распространили информацию о конкурсе через различные подразделения вуза, факультеты, общежития и студенческие объединения. Кроме того, были привлечены сторонние информационные ресурсы, сделана рассылка по каналам Минобрнауки в подведомственные вузы.

За 2,5 месяца проведения конкурса страницу посмотрели 2636 раз, а общий охват составил более 80 тыс. человек. Конкурсные работы были поданы из 36 учебных заведений 25 регионов России. В общей сложности организаторы получили более 150 работ.

В этом году конкурс продолжается. Для участия необходимо опубликовать в социальной сети видеоролик или плакат с хэштегом #МОЙВУЗНЕЗАВИСИМ2020 по одной из тем: карикатура на распространителя наркотиков, мифы о наркотиках, вредные последствия употребления наркотиков. Призовой фонд включает камеру Gopro, наушники Beats и внешний аккумулятор.

В российских медицинских вузах есть примеры хороших практик и интересных подходов. Однако профилактическую работу в системе высшего образования необходимо структурировать, чтобы повысить ее качество, высказался декан факультета непрерывного медицинского образования Медицинского института РУДН, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии Александр Сергеевич Березкин.

По его мнению, для раннего выявления и своевременной помощи лицам, склонным к употреблению наркотиков, необходимо наличие в штате образовательной организации специально подготовленных специалистов-психологов для ведения работы на постоянной основе. Выявление должно происходить в рамках периодических медицинских осмотров, в том числе путем тестирования на наркотики лабораторным способом. Требуется разработать и внедрить универсальныйметодическийматериал для повседневной профилактической работы педагогов и психологов.

Александр Березкин высказался за улучшение межведомственного взаимодействия, в частности между образовательными и медицинскими организациями. Необходим диалог с Министерством науки и высшего образования,совместное обсуждение вопросов профилактики наркозависимости, убежден он.

***

В рамках «Медицинской образовательной недели» состоялось 35 симпозиумов, семинаров, мастер-классов по всем медицинским специальностям – от аллергологии и иммунологии до пластической хирургии – охвачено рекордное количество направлений.

Мы попросили председателей симпозиумов рассказать о том, как прошли мероприятия.

Как рассказала д.м.н., профессор, заведующая кафедрой клинической физиологии и нелекарственных методов терапии ФНМО МИ РУДН Раиса Яковлевна Татаринцева председатель и модератор научно-практической конференции «Возможности дистанционных технологий ведения пациентов. Особенности дистанционного наблюдения пациентов с психоневрологическими нарушениям. Объективизация состояния, диагностика, курация, реабилитация», в работе конференции приняли участие специалисты, занятые в области реабилитации и различных методов нелекарственной терапии. Среди слушателей были специалисты в области мануальной терапии, остеопатиии, рефлексотерапии, неврологи, психиатры, психотерапевты, врачи спортивной медицины, ЛФК и многие другие. Обсуждались актуальные темы реабилитации пациентов, в т.ч. и острая тема постковидной реабилитации.

«Основные проблемы, которые были подняты на секции «Физиотерапевтические и реабилитационные техники у больных с сосудисто-неврологическими заболеваниями» особенно актуальны в условиях пандемии Covid-19, - рассказала заведующая кафедрой физиотерапии ФНМО МИ РУДН, д.м.н., профессор Наталья Геннадиевна Куликова. – Мой доклад был посвящен современным технологиям ведения пациентов после Covid-19, которые имеют сосудисто-неврологические осложнения. Доклад д.м.н. Васильевой Е.С. - «Озонотерапия» - метод реабилитации, который обеспечивает повышение иммунных резервов в организме пациентов. Доклад д.м.н., доцента Аль-Замил М.Х. – «Современные технологии реабилитации больных с сахарным диабетом и неврологической патологией». Все доклады были посвящены современным аспектам реабилитации больных методами аппаратной физиотерапии и физическими факторами, что было совершенно инновационной информацией для наших слушателей. Несмотря на сложность организации online-формата конференции для всех сотрудников кафедры, поскольку все – врачи, которым надо перестаивать графики приема больных, налаживать компьютерные программы на местах, др., можно сказать, что конференция имеет позитивные результаты».

«Симпозиум, подготовленный кафедрой кожных и венерических болезней МИ и двумя кафедрами дерматовенерологии ФНМО, был посвящен различным аспектам диагностики лечения и профилактики пролиферативных дерматозов. При этом обсуждался широчайший спектр проблем от косметических (таких как постакне, рубцы) до жизнеугрожающих состояний (злокачественные лимфопролиферативные заболевания). Основная часть докладов была посвящена современным подходам к лечению различных форм псориаза, как наиболее динамично меняющейся, междисциплинарной сфере действий врача-дерматовенеролога. Необходимо отметить, что до слушателей была доведена наиболее актуальная информация с использованием источников 2019-2020гг.», - сообщил заведующий кафедрой дерматовенерологии с курсом косметологии ФНМО МИ РУДН д.м.н., профессор  Антон Владимирович Молочков.

 

Кафедра онкологии и гематологии, в рамках участия в секции «Актуальные вопросы онкологии» представила 5 докладов от доцентов и профессоров кафедры. В презентациях были представлены актуальные данные, результаты крупных клинических исследований III ей фазы, опубликованные в 2020 году по наиболее распространённым солидным опухолям (немелкоклеточный рак лёгкого, рак молочной железы, рак поджелудочной железы, миеломная болезнь), также рассмотрена проблема функционирования онкологической службы в условиях пандемии новой короновирусной инфекции COVID19 и вопросам сопроводительной терапии в клинической онкологии.

 

Кафедра акушерства, гинекологии и репродуктивной медицины с успехом провела онлайн-конференцию «Актуальные вопросы акушерства и гинекологии сквозь призму доказательной медицины». Об этом рассказала профессор кафедры Марина Борисовна Хамошина. «Конференция была организована совместно с клинической базой кафедры ГКБ им. В.М. Буянова ДЗМ. В ней приняли участие 248 человек - преподаватели, аспиранты и ординаторы кафедры, врачи клинической базы, слушатели текущих циклов ФНМО и студенты лечебного факультета Медицинского института. Прозвучали доклады, посвященные проблемам эндокринной гинекологии, невынашивания беременности, пролиферативных заболеваний женских половых органов, пролапса гениталий, а также междисциплинарного подхода к ведению коморбидных пациенток. Конференция была аккредитована на получение кредитов НМО по специальности «акушерство и гинекология».  Были освещены практически значимые аспекты и контраверсионные вопросы репродуктивной медицины с позиций доказательности и формирования новой парадигмы организации акушерско-гинекологической помощи - клинических протоколов ведения пациенток, который с 2021 года в формате  клинических рекомендаций становятся основным документом, определяющим алгоритмы действий практического врача.

Впечатления от online-формата: привычно и удобно, поскольку позволило практическим врачам совместить участие в конференции с работой. Запись онлайн-конференции, размещенная на ютуб канале ФНМО МИ РУДН позволит на протяжении определенного количества времени использовать доклады как методический образовательный инструмент.

 

По словам заведующего кафедрой психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии ФНМО МИ РУДН, д.м.н., профессора Владимира Эрнстовича Медведева, тематика симпозиума «Современная психиатрия, наркология, психотерапия, психосоматика и психосоциальная реабилитация» (30 ноября 2020г.) охватывала широкий круг вопросов: от злободневных — влияния пандемии на психическое здоровье, до теоретических — вопросы систематики и классификации психических расстройств, фундаментальных — клинико-генетические основы психической патологии и практических — современная психофармакотерапия и психотерапия в психиатрии, наркологии и общей медицине. Особенно актуальными прозвучали данные о резком увеличении в условиях пандемии числа психически больных и вхождение медицинских специалистов (врачей, медсестер), работающих с больными коронавирусом, в группу риска по развитию/обострению психической патологии. Большинство слушателей (более 520 человек из 760 зарегистрированных) присутствовали онлайн на обеих частях симпозиума и успешно справились с выполнением тестовых заданий. Столь информативно насыщенные мероприятия, проходящие в онлайн формате, становятся доброй традицией на кафедре Психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии ФНМО РУДН.

В симпозиуме «Современная психиатрия, наркология, психотерапия, психосоматика и психосоциальная реабилитация». Спикерами выступили заведующий кафедрой, к.м.н, доцент Алексей Юрьевич Тер-Исраелян, д.м.н., профессор Татьяна Егоровна Евдокимова.
"Все прозвучавшие доклады были актуальными, интересными, запоминающимися, необходимыми в работе практического врача психиатра, психиатра-нарколога, психотерапевта, - отмечает Татьяна Егоровна Евдокимова. - Оnline-формат был для сотрудников нашей кафедры знаком, привычен. Теплые слова благодарности ректорату, деканату, организаторам, модераторам Симпозиума!"

 

1 декабря кафедра диетологии и клинической нутрициологии ФНМО МИ РУДН провела симпозиум  «Питание и цивилизация: особенности питания в условиях глобального вызова человечеству».

На симпозиуме обсуждались наиболее актуальные вопросы нутрициологии и диетологии: состояние питания и его влияние на развитие заболеваний у современного человека, питание в условиях пандемии COVID-19 для поддержки иммунной системы и адаптации к стрессу, проблема ожирения, роль фитонутритриентов в поддержании здоровья человека и многие другие.

Симпозиум проходил  в уже привычном дистанционном формате на платформе youtube, что позволило присоединиться к трансляции более 1000 слушателей. По данным на 4 декабря 2020 года, симпозиум кафедры посмотрели более 11 000 раз.  

 

***

Записи мероприятий, прошедших в рамках «Медицинской образовательной недели», доступны на канале ФНМО МИ РУДН: https://www.youtube.com/channel/UCrszn0rHzyz6xXrd83AqCkw

Также материалы конференции опубликованы в журнале «Вестник последипломного медицинского образования» https://fnmo.rudn.ru/info/news/15243/

К списку новостей