26
февраля
2020
Образование без границ
19-20 февраля в Марбелье (Испания) состоялись информационно-презентационные мероприятия по продвижению в иностранных государствах российских изданий, учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе, культуре, истории России, а также художественной литературы российских авторов.
Событие было организовано Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и Институтом проблем образовательной политики «Эврика».
«Марбелья открыта миру и подобным мероприятиям, для нас они важны», – заявила представитель мэрии Марбельи, начальник Департамента культуры и работы с иностранцами Ремедиос Боканегра.
Во время экспозиции участники познакомились с книгами ведущих российских издательств, среди которых были такие издательства, как «Наука», «Просвещение», «Русский язык. Курсы», «ПИТЕР», «Бином» и другие. Детскую литературу представили издательства «КомпасГид», «БИНОМ ДЕТСТВА», «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». Учебную литературу и учебные пособия презентовали издательства: «БИНОМ: Лаборатория знаний», «Русский язык. Курсы», «Русское слово – учебник», «Билингва», издательство РУДН. Издательство РГУ им. А.Н. Косыгина представило научные периодические издания. Экспозиция русских изданий включала в себя более 500 книг, учебников, учебно-методических пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе, культуре, истории России, художественной литературы российских авторов.
Светлана Ремизова, генеральный директор издательства «Русский язык. Курсы», представила слушателям новинки издательства и описала современные тенденции в построении содержания учебной литературы. Например, в литературе РКИ сохраняется тренд быстрой подачи материала, в том числе грамматического. Среди учащихся востребованы пособия по грамматике, оформленные в иллюстрациях и схемах, а учебники не должны быть перегружены грамматическим аппаратом.
Мария Алимова, старший преподаватель факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин РУДН рассказала о практике использования учебников и пособий по РКИ в испаноязычной аудитории. Лектор представила аудитории материалы РКИ с испанским построчным переводом и широкий спектр онлайн-ресурсов для изучения русского языка. Лектор остановилась на особенностях изучения русского языка именно для испаноязычной аудитории, опираясь на сравнение систем испанского и русского языка и выявляя слабые места в изучении РКИ именно для испанцев – фонетические, грамматические, лексические аспекты. Ключевой задачей педагога РКИ Мария Алимова считает скорейший выход в речь, чтобы ученик максимально быстро научился строить диалоги и начал говорить.
Евгений Крашенинников, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития факультета социальной психологии МГППУ, презентовал свои книги о развитии диалектического мышления и познавательных способностей дошкольников. В основе диалектического мышления лежит умение оперировать противоположностями. По мнению лектора, именно развитое мышление определяет успешность ребенка во всех сферах деятельности, а значит первейшая задача взрослого – задать ситуации развития мышления. На решение этой задачи работают специальным образом выстроенные беседы, обсуждения, опыты, эксперименты, исследования различных объектов и явлений окружающего мира, – организованная образовательная деятельность разного рода. Например, педагогу необходимо учиться задавать вопросы и строить развивающий диалог. «Если дети в группе детского сада сразу дают правильный ответ на вопрос воспитателя, причем хором, то это неправильный вопрос, который не работает на развитие мышление ребенка. Правильный вопрос – который не имеет быстрого и однозначного ответа, а правильный ответ требует паузы для размышлений», – уверен Евгений Крашенинников.
Наталья Шадрина, заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», соавтор полилингвальной дошкольной образовательной программы «Эврика», рассказала о возможностях использования учебной литературы при изучении русского языка в поликультурном пространстве, про современные методики оценки качества дошкольного образования и мировые тренды содержания дошкольного образования.
Борис Житлевский, начальник отдела по развитию инновационной деятельности и проектов издательства «Русское слово», презентовал наглядные материалы и их методическое сопровождение на тему информационной безопасности для школьников. Тема безопасности детей в сети становится актуальнее с каждым годом, когда появляются новые виды интернет-угроз. Издательство разработало и предложило новый подход к занятиям по кибербезопасности на уроках ОБЖ. Здесь и творческие задания, и работа в группах, и тренинговые элементы, игры, разбор кейсов. Например, Житлевский рассказал о факторах, формирующих интернет-зависимость подростков, где среди прочего оказались такие неочевидные пункты, как пристрастие к покупкам и навязчивая тяга к общению онлайн.
Тамара Михеева, детская писательница, лауреат национальной премии «Заветная мечта» и конкурса художественных произведений для подростков имени Сергея Михалкова, подняла тему детского чтения. «Когда мы говорим, что дети не читают, мы имеем в виду, что они не читают то, что мы хотим, – считает Тамара Михеева. – Позвольте детям выбирать, что читать, и попробуйте понять и разделить их выбор. В ответ на просьбу прочитать классику, будьте готовы прочесть то, что предложит вам ребенок».
Олег Гончаров, художник-иллюстратор детских книг, предложил участникам своего мастер-класса нарисовать одного и того же персонажа, при этом обыграть художественными средствами его уникальный характер и эмоциональное состояние. Для этого художник рассказал о правилах создания цельного визуального образа. «Каждая деталь иллюстрации должна выражать идею, которой мы следуем и передавать эмоциональное состояние героя. Композиция, тон, плотность рисунка, динамика или статика, – все это определяет эмоциональное состояние персонажа, которого мы иллюстрируем. Например, радость – несомненно динамичное состояние, а грусть легче передать в статике».
Евгений Крайзель, художественный режиссер и руководитель театральной студии «Этти дети» (г. Красноярск), провел театральный тренинг для школьников. Он считает, что по любой книге можно сделать театральную постановку, используя простые художественные средства для создания визуальных и звуковых образов. Работа с литературными произведениями дает детям внутреннюю мотивацию читать, разбираться в текстовом материале, проявлять себя творчески. «У ребенка должна быть внутренняя мотивация к познанию чего-то нового, но его к этому надо подтолкнуть. Например, подтолкнуть к чтению через театр». За два дня занятий Евгений Крайзель вместе с детьми поставил театральный миниспектакль по мотивам книг детской писательницы Тамары Михеевой. Участники выставки российских изданий, делясь впечатлениями, отметили представленность российских издательств, большой объем учебных пособий и художественной литературы, интересный круг спикеров деловой программы.
По мнению участников, на выставке достаточно обширно представлены возможности российского образования и ресурсы для обучения русскому языку учащихся любого уровня подготовки и места проживания – в России или за рубежом. Несомненно, подобные мероприятия вносят существенный вклад в популяризацию русского языка и культуры за рубежом.
На мероприятие пришли более 200 человек жители Марбельи, но и гости из других городов Испании – Мадрида, Гранады, Бильбао и других, а также гости из Франции, Польши и Швейцарии: иностранные учащиеся и преподаватели русских школ за рубежом, соотечественники, проживающие за рубежом и заинтересованные иностранные граждане, в том числе из числа слушателей курсов русского языка при представительствах Россотрудничества.