Формат обучения: Программы повышения квалификации
Форма обучения: Очная (Частично ДОТ)
Объем: 108 ак. ч.
Продолжительность: 4-недельный курс
Центр ДПО: Центр дополнительного профессионального образования Факультета Гуманитарных и социальных наук (ФГСН)
Направления обучения:
8 000 ₽
записаться на курсВ данном курсе слушатели изучают историю науки в античности, средневековье, в Новое время, в XIX-нач. XX вв., в современный период, рассматривают науку как социальный институт, научную картину мира, методологию научного исследования, подробно изучают эмпирические и теоретические методы исследования, а также математический метод в социальном исследовании.
Тема 1. История науки: античность, средневековье, Новое время.
Зарождение научных знаний: Древний Восток, античность. Методологические идеи средних веков: Августин, Фома Аквинский. «Бритва Оккама» У.Оккама. Основные методологические идеи Ренессанса. Утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы. Методологические идеи Ф.Бэкона: индуктивизм и теория идолов. Методологические идеи Р.Декарта.
Тема 2. История науки: XIX – XX вв.
Диалектика Г.В.Ф.Гегеля. К.Маркс как социальный теоретик и методолог. Эволюционизм Г.Спенсера. Возникновение позитивизма: О.Конт и Э.Дюркгейм. Формирование основных методологических школ на рубеже XIX-XX вв.
Тема 3. История науки: XX – начало XXI вв.
Современные школы в философии науки. В.С.Степин и методология постнеклассической рациональности. Синергетика и современная научная картина мира.
Тема 4. Наука как социальный институт
Наука в современном обществе. Интернализм и экстернализм. Сциентизм и антисциентизм.
Тема 5. Научная картина мира
Картина мира и мировоззрение. Основные типы картин мира. НКМ (научная картина мира) и ее особенности. науках. Философская картина мира и философское мировоззрение. Особенности частных НКМ.
Тема 6. Метод и методология в научном исследовании
Определение метода и методологии. Функции методологии. Уровни методологии, философия как всеобщая методология науки. Научные и ненаучные методы. Качественные и количественные методы. Теоретические и эмпирические методы.
Тема 7. Эмпирические методы исследований
Эмпирические методы в науки Наблюдение и эксперимент.. Особенности социального эксперимента. Измерение как научная процедура.
Тема 8. Теоретические методы социальных исследований
Основные теоретические методы в науке: индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, моделирование, логическая интерпретация. Особенности применения каждого метода.
Тема 9. Математический метод в социально-гуманитарных науках
Логическая формализация в науке. Математизация научного знания. Особенности применения математического метода социально-гуманитарных науках. Математическое моделирование. Статистический метод в современной науке.
История науки: античность, средневековье, Новое время.
История науки: XIX – XX вв.
История науки: XX – начало XXI вв.
Наука как социальный институт
Научная картина мира
Метод и методология в научном исследовании
Эмпирические методы исследований
Теоретические методы социальных исследований
Математический метод в социально-гуманитарных науках
лица с высшим образованием, а также получающие высшее образование
получение дополнительных компетенций в области философии и методологии научных исследований.
Руководитель
Ивлева Марина Левенбертовна