Формат обучения: Программы повышения квалификации
Форма обучения: Очно-заочная (Частично ДОТ)
Объем: 72 ак. ч.
Центр ДПО: Центр дополнительного профессионального образования Филологического факультета (ЦДПО Фил. ф-та)
Направления обучения:
5 600 ₽
записаться на курс
Раздел 1 «Понятие системности в науке»:
1.1.Современные представления о системности языка: эволюция представлений о системности
1.2.Системная лингвистика и семиотическая модель Г.П. Мельникова.
1.3.Синергетика и системное описание языка.
Раздел 2 «Функционально-семантический подход к изучению языка»:
2.1.Объяснительные возможности функционально-семантического подхода: синтаксис и семантика в лингвистических теориях пражцев.
2.2.Семантическое поле как метод и как существенный научный результат.
Раздел 3: «Развитие представлений о типологическом сходстве языков»:
3.1.Развитие представлений о типологическом сходстве языков: от многомерной классификации языков Э. Сепира до системной типологии Мельникова
3.2.Перспективы создания семантической типологии языков.
Раздел 4 «Системный подход к «поуровневому» изучению языка»: оценка эффективности современных методов исследования.
4.1.Основные методологические подходы к изучению синтаксической модели русского языка: недостатки и достоинства. Предложение в концепции Г.П. Мельникова.
4.2.Морфологическая модель русского языка в концепции Г.П. Мельникова: геометрическая модель русских падежей.
Раздел 5 «Системный подход к изучению текста и стиля».
5.1.Историческое значение контекстов, меняющих семантическую структуру языка. Десакрализация как основной вектор исторического изменения семантической структуры русского литературного языка.
5.2.Принципы исторической типологии текстов: основные исторические модели соотношения формы и содержания как отражение изменяющегося сознания русского человека.
5.3.Проблема типологии художественных текстов и методологические основания ее решения.
5.4.Художественный текст: принципы достоверной оценки достоинств и недостатков современных методов анализа
5.5.Гипотеза об изоморфизме типологии стихотворного текста типологии естественных языков.
Раздел 6 «Постмодернизм в современном филологическом знании и его мировоззренческие последствия».
Раздел 7 «Последние достижения отечественной лексикографии».
7.1.Критический обзор новых типов словарей.
7.2.Методологические основания построения ассоциативных словарей (одноязычных и двуязычных) и методические принципы построения. Основные направления и перспективность исследований, построенных на материале ассоциативных словарей.
Понятие системности в науке
Функционально-семантический подход к изучению языка
Развитие представлений о типологическом сходстве языков
Системный подход к «поуровневому» изучению языка»: оценка эффективности современных методов исследования
Системный подход к изучению текста и стиля
Постмодернизм в современном филологическом знании и его мировоззренческие последствия
Последние достижения отечественной лексикографии
Цель программы: обсудить и обосновать исследовательскую эффективность фундаментальных и новейших методологических достижений филологической науки, в основании которых лежит представление о необходимости соответствия методов исследования свойствам изучаемого объекта. Научный потенциал и теоретические разработки кафедры позволяют применить принципы системности к исследованию языка и текста в целом: к пониманию эволюции методологии общего, сравнительно-типологического и частного языкознания; к созданию функционально-семантических моделей отдельных уровней языка; к изучению текста как явления исторического и эстетического, к поискам и разработке новых принципов типологии текстов ‒ нехудожественных и художественных, прозаических и стихотворных.
Руководитель
Валентинова Ольга Ивановна